понедельник, 6 июля 2009 г.

С днём рожденИя или с днём рожденЬя?

Вчера вечером мы с друзьями выбрались в мою любимую кафешку, так сказать, отметить уходящие выходные. Неспешно попивая кофе и ведя задушевные беседы, мы каким- то образом углубились в дебри русского языка, а точнее пытались выяснить как правильно писать: «с днём рожденИя»... или всё же «с днём рожденЬя»? Вооружившись, нет, не учебниками, а интернетом, вот что я нашла по этому поводу:

1. В вопросах и ответах на www.gramota.ru приводятся часто задаваемые вопросы о написании этого словосочетания. Вот несколько примеров:

  • Как правильно писать словосочетание: день рождения или день рожденья? Xid
    Ответ справочной службы русского языка
    Верно: _день рождения_. Второй вариант возможен в разговорной и поэтической речи.

  • как правильно:
    поздравлять- С днём рожденЬя или рожденИя?
    сообщать- У Маши завтра день рожден-Ья или -Ия
    Ответ справочной службы русского языка
    Корректно: день рождения, с днем рождения. В разговорной речи возможно: день рожденья, с днем рожденья.

  • как склоняется "день рождения"? спасибо. Svet
    Ответ справочной службы русского языка
    Склоняется только слово день: день рождения, дня рождения, дню рождения и т. д.; во множественном числе: дни рождения, дней рождения, дням рождения и т. д.

  • Здравствуйте. Как лучше: "мой день рождения" или "день моего рождения"? Спасибо. grizzly
    Ответ справочной службы русского языка
    О празднике, праздновании, памятном дне - мой день рождения. О дате рождения - день моего рождения.

http://www.gramota.ru/spravka/buro/search_answer/?s=%E4%E5%ED%FC+%F0%EE%E6%E4%E5%ED%E8%FF

2. В знаменитом словаре С.И. Ожегова, я нашла вот такое объяснение:

РОЖДЕНИЕ, , ср. 1. см. родить, -ся. 2. День, число, когда кто-н. родился, а также (разг.) то же, что день рождения. Пригласить на р. У дочки завтра р.
http://www.ozhegov.org/words/30860.shtml

3. В толковом словаре русского языка Ушакова, немного непонятно, как всё- таки правильно писать:

РОЖДЕ'НИЕ, я, ср.
1. только ед. Действие по глаг. рождать и рождаться (книжн.). Р. ребенка матерью. Отселе я вижу потоков рожденье. Пушкин. 1905 года рождения. || Появление на свет из тела матери. Глухой от рождения. Ругай меня, я сам кляну свое рожденье. Грибоедов. 2. День, число, в к-рое кто-н. родился; празднование этого дня. Когда твое р.? Приду к тебе в твое р. Пойдем к нему на р.

http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/17-1/us3137413.htm?text=%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&stpar1=1.1.3

В общем, я делаю вывод, что если вы не поэтическая натура и не болтаете налево и направо, то следует писать в поздравлении: «С днём рожденИя!». А вот если вы начнёте писать стихи, то это совершенно другое дело, и вот тогда пишите через мягкий знак.

4 комментария:

KazVik комментирует...

Спасибо! Просветили мою поэтическую душу.

Punx комментирует...

(На правах грустной шутки)

Деньрожденее. Сущ., ср., нескл. Бессмысленное сочетание алкогольных напитков, сопровождающееся вручением субъекту Д. т.н. подарков. Характерной особенностью подарков на Д. являются их полная бессмысленность и вульгарность, граничащие с китчем (см.). В качестве побочного эффекта нередко проявляется спонтанная поломка к-л необходимого в быту предмета, к-рый по определению не может являться подарком на текущее либо прошлое Д. Пример: «У мене вчира было деньрожденее. Падарили фарфоравый малаток. Паламали папен кампьютар. Превед маей мами и фсем кто миня знаит».
Большой рунето-русский словарь (с дореформенной пунктуацией), коллекционное издание, Т. 1. М., «Просвещение», 2015.

Rashed комментирует...

А вот интересно, что "воскресенИе" (событие) превратилось в "воскресенЬе" (день недели). Может и с "днём рождения" то же самое произойдёт когда-нибудь.

Alyona комментирует...

KazVik, я до сих пор в ступоре нахожусь, когда меня спрашивают как писать. А теперь есть шпора :) Всегда можно подсмотреть :)

Punx, про подарки- смешно... как ни грустно :)

Rashed, поживём- увидим! Сколько слов исчезло, а сколько новых появилось за какие-то двадцать- тридцать лет... Вот так на блог зайдём через н- дцать лет, а там уже не "день рождения", а ещё что- нибудь ...